"Зачем мы живем. Выдержки из древнеяпонских буддийских текстов" - читать книгу онлайн

Зачем мы живем. Выдержки из древнеяпонских буддийских текстов
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on facebook
Share on twitter
Share on odnoklassniki

Здесь, в нашей удобной читалке ниже, вы можете прочесть в режиме онлайн и совершенно бесплатно ознакомительный фрагмент книги “Кэнтаро Ито – Зачем мы живем. Выдержки из древнеяпонских буддийских текстов”. Также вы можете перейти на страницу-карточку данной книги и скачать ее в различных форматах для своего устройства или купить бумажную версию.

Зачем мы живем. Выдержки из древнеяпонских буддийских текстов – Кэнтаро Ито: онлайн читалка

Перевод адаптирован, все изменения согласованы с авторами.

Переводчик Илона Якименко

Редактор Елена Яковлева

Фотограф Т. Ямамото

Корректор Екатерина Туинова

© Кэнтэцу Такамори, 2019

© Дайдзи Акэхаси, 2019

© Кэнтаро Ито, 2019

© Илона Якименко, перевод, 2019

© Т. Ямамото, фотографии, 2019

ISBN 978-5-4496-9949-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Дорогие мама и папа!

В моей жизни нет никакого смысла. Я всем только в тягость.

Спасибо, что вы заботились обо мне. Ничего не говорите, просто дайте мне умереть. В аду я буду думать о вас.

Девочка, написавшая эту предсмертную записку, училась во втором классе…

Количество самоубийц в мире растет, их средний возраст снижается, а что с этим делать, никто не знает. Несмотря на бурный технический прогресс и успехи медицины, человечество все глубже погружается во мрак.

«Никогда не сдавайся!» – призывают нас всевозможные бестселлеры. Но убедят ли они тех, кто уже объявил свою жизнь никчемной и бессмысленной?

«Живи! Только живи!» – повторяют все вокруг. Но их слова лишь отзываются пустым эхом, когда читаешь строки дзэнского монаха Иккю, показывающие жизнь такой, какая она есть – во всей ее наготе:

 
Что наша жизнь?
Поел, уснул, проснулся, облегчился.
И так дитя становится родителем.
Недавно был дитя – и вот уже родитель…

 

 
Так повелось от века в век:
Чуть девушка невестой зацветает,
Как матерью она уж увядает,
А вскоре осыпается старухой.

 

Суицид, убийства, насилие, войны… Отчего возникают все эти трагедии? Быть может, от отчаянных, бесплодных попыток понять, есть ли в этой жизни смысл и ради чего стоит жить, как бы тяжко ни было. Сколько ни усовершенствуй законы, до тех пор, пока нам не станут ясны великая ценность и цель жизни, лежащие в основе всех этих проблем, любые законодательные меры останутся филькиными грамотами.

В чем же цель жизни? Ради чего мы живем?

Именно над этим вопросом более двух с половиной тысячелетий назад задумался основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (Шакьямуни). Он родился в Индии, в семье раджи, ни в чем не нуждался, получил прекрасное образование в области литературы и овладел воинским искусством. Он женился на самой красивой девушке княжества, которая вскоре родила ему сына. Но все же в его сердце не было покоя и радости. Сиддхартха знал: несмотря на крепкое здоровье, богатство, положение, славу, семью и таланты, в один день он потеряет все. Старость, болезни и смерть все равно возьмут верх над земным счастьем. Понимая природу человеческого существования, Сиддхартха не мог жить легко и беззаботно. В возрасте двадцати девяти лет он покинул дворец в поисках настоящего счастья. Через шесть лет, проведенных в суровой аскезе, он познал истину – как людям достичь абсолютного счастья – и стал Буддой.

После этого на протяжении сорока пяти лет Шакьямуни объяснял учение, неизменное во все времена. Все мы подвержены болезням, которые могут внезапно настигнуть нас или наших близких. Мы можем быть довольны своей работой или получать радость от хобби, но однажды наступит тот день, когда старость помешает нам наслаждаться любимым делом. А неизбежная смерть и вовсе разлучит нас со всем, что мы любим. Так есть ли что-то постоянное в жизни? Что навсегда останется с нами и чему мы можем посвятить себя без сожаления? До самой смерти Шакьямуни учил: цель жизни – не что иное, как обретение незыблемого, вечного счастья.

В Японии суть этого учения объяснял Синран Глава 2
Драгоценная жизнь

Оглянитесь вокруг: многие ли идут по жизни с радостью и оптимизмом? Духовная сфера не поспевает за современными технологиями. Наслаждаясь благами цивилизации, мы не испытываем нужды в еде, одежде, крыше над головой, и все же в глубине души мы не чувствуем удовлетворения. Внутри лишь смутная тревога и пустота.

Психолог Ёсихико Моротоми писал:

В какой-то степени жизнь радостна и насыщенна. Но в какой-то мере и скучна. Изо дня в день одна и та же рутина…

Клерк возвращается домой после изнурительной работы и тяжело вздыхает.

Домохозяйка, крутившаяся по дому целый день, присаживается на минуту. И хотя, казалось бы, их жизнь содержательна, в душу закрадывается пустота.

– Разве это жизнь? – шепчут они. – А что, если так будет продолжаться до самого конца? В чем же смысл?

– «Психология пустоты»

Известный австрийский психиатр и философ Виктор Франкл говорил: когда современный человек предоставлен самому себе и волен делать все, что пожелает, он чувствует бессмысленность и пустоту жизни. После выхода на пенсию люди теряют смысл существования. Студенты проводят выходные в пьяном угаре. А большинство из нас вечерами просиживает у телевизора. Франкл отмечал: многие люди переполнены скукой и апатией, ощущают пустоту, потому что не знают цели и смысла существования. Называя такое состояние «экзистенциальным вакуумом», Виктор Франкл указывал, что зачастую оно становится причиной суицида. И такие распространенные «болезни века», как депрессия, агрессия и различного рода зависимости, можно понять, только если осознать наличие «экзистенциального вакуума», спрятанного за ними. То же самое касается кризиса выхода на пенсию и кризиса старения.

Не только Франкл, но и многие другие мыслители считают: корень возникновения различных проблем в обществе в том, что люди не видят смысла и ценности существования.