"Как писать стихи. Техника поэтического мастерства" - читать книгу онлайн

Как писать стихи. Техника поэтического мастерства
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on facebook
Share on twitter
Share on odnoklassniki

Здесь, в нашей удобной читалке ниже, вы можете прочесть в режиме онлайн и совершенно бесплатно ознакомительный фрагмент книги “Владимир Кочнев – Как писать стихи. Техника поэтического мастерства”. Также вы можете перейти на страницу-карточку данной книги и скачать ее в различных форматах для своего устройства или купить бумажную версию.

Как писать стихи. Техника поэтического мастерства – Владимир Кочнев: онлайн читалка

© Владимир Кочнев, 2020

ISBN 978-5-0050-2350-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

 
Техника Поэтического мастерства

 

 
Как писать стихи
теория, приемы, упражнения

 

Введение: коротко о поэзии. Загадочность и иррациональное.

C чего начать учебник поэзии? С техники или с короткой попытки объяснить, что такое сущность поэзии, выявить иррациональное зерно поэзии? Техника сложна и многогранна и заняла бы много томов. Ее следует искать в литературоведческих и филологических статьях и исследованиях. Она крупицами разбросана по различным ресурсам (лучшее мы стараемся привести здесь). Сущность поэзии – вопрос сложный и требующий литературного вкуса. Но начинать, видимо, следуют все же с нее.

Стихи, как и искусство вообще выражают эмоции, питаются эмоциями, но стихов не существует без иррационального зерна, без загадки, тайны, уникальной и собственной интонации, того, что, собственно, составляет сущность поэзии.

Иногда способ создания загадки, тайны используется напрямую, как в этом стихотворении Михаила Кузьмина:

Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,

все мы четыре любили, но все имели разные «потому что»:

одна любила, потому что так отец с матерью ей велели,

другая любила, потому что богат был ее любовник,

третья любила, потому что он был знаменитый художник,

а я любила, потому что полюбила.

Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,

все мы четыре желали, но у всех были разные желанья:

одна желала воспитывать детей и варить кашу,

другая желала надевать каждый день новые платья,

третья желала, чтобы все о ней говорили,

а я желала любить и быть любимой.

Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,

все мы четыре разлюбили, но все имели разные причины:

одна разлюбила, потому что муж ее умер,

другая разлюбила, потому что друг ее разорился,

третья разлюбила, потому что художник ее бросил,

а я разлюбила, потому что разлюбила.

Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,

а, может быть, нас было не четыре, а пять?

Стихотворение имеет свою загадку, которую нужно разгадать. Делая это усилье, читатель погружается в поэтическую интонацию. Я обычно привожу это стихотворение в самом начале занятий, чтобы показать разницу между образным и логическим мышлением, левым и правым полушариями. Чтобы «разгадать» его требуется мыслить образно. Нелогично.

Вот стихотворение Егора Летова, когда-то я потратил много времени пытаясь разгадать его. Я был тогда новичком. Мне было 17. Суть, однако, в том, что стихотворение это не ребус, хотя и не исключает временами наличие сложных логических параллелей. Когда я понял это, я понял как примерно должны строяится стихи, и что в них должно быть, а чего быть не должно.

Заброшенная ж-д

Заржавелый прогнивший завод

Карликовый городок на горизонте

Бродячие кучи деревьев живых по привычке

Разумеется, свалка

И серые сумерки.

Вот здесь-то меня и убили.

А потом не нашли.

В хорошем стихотворение мы не можем предсказать, какой будет следующая строчка, следующий образ, это происходит потому, что мышление подлинно талантливого автора уникально и мы имеем дело с абсолютно, принципиально новым произведением искусства, стихи же написанные графоманами и версификаторами, как правило предсказуемы, и поэтому скучны и привычны. И по темам и по образам, и по технике и по исполнению. Каждое же новое настоящее стихотворение – абслютно новое уникальное произвдение искусства. Именно поэтому по —настоящему хороших стихов так мало. Поэт создавая новое стихотворение изобретает и новые приемы, новые метафоры, берет новые темы или иначе их раскрывает.

Но вернемся к Егору Летову

Сперва мы видим здесь пейзаж, картину. Описание ничем непримечательного и даже какого —то совсем скучного, кажется позабытого самим богом места. Однако, последняя фраза резко все меняет. О чем хотел сказать поэт? Об абсурдности существования таких вот никому ненужных пустынных мест. Убей в таком месте человека – ничего не измениться, ни капли.

У Летова полно таких замечательных загадочных текстов.

В белом лесу

Никто

никого

не нашел

Он изумительно работает с эмоцией. Передает очень сложные ощущения неопределенности, абсурда, ужаса, удивления, иногда веселья. Возможно однажды, я сделаю учебник поэзии, цитируя исключительно Егора Летова

Ангел устал,

Он сидит на табуретке

Ест колбасу

И смотрит как медленно падает снег.

Ангел устал.

(печаль, грусть)

***

В сумасшедшем доме

Художнику

Приснилось

Что кровавые туши убитых зверей

На мясокомбинате

Превратились в огромные сочные

Апельсины гранаты лимоны

И вот они

На крюках

Легонько покачиваются

Тихонько звенят.

(ужас, абсурд)

На что похоже стихотворение?

Стихотворение по своей структуре напоминает анекдот. Только не смейтесь, сходств удивительно много. Анекдот – это короткий рассказ (текст) с неожиданно глупым и смешным концом. Стихотворение тоже короткий, как правило, текст с неожиданным концом.

В анекдоте важна неожиданность. В стихотворении также важна неожиданность

В анекдоте важен порядок слов. Переставь что-то и все измениться. Эффект анекдота исчезнет. В стихотворение то же самое – сдвинь хоть слово – и все зашатается, упадет.

Анекдот должен быть свежим, новым. Стих-е тоже должно содержать новизну.

Удачность анекдота легко проверить – люди либо смеются над ним, либо нет. Стих-е – тоже самое. Катарсис либо есть, либо нет.

Образ используется не только в стихах, но и в обыденной речи. Свечка (о многоэтажке). буфера (в переносном значении о женской груди), пластилин (о наркотиках), тупой человек (также троп, он же не букавльно острый), железный характер. и т. п. и т. д. Образ экономит усилия, экономит информационный объем, образ емок пластичен, мы думаем образами, говорим ими, чувствуем ими. Наше мышление и переживание образно. Тот, кто может изобретать образы, синтезировать их, переводить из сферы бессознательного в сферу языка (сознания) – тот великий художник, поэт.